В начало Свадебный сайт
В начало
Rambler's
Top100
Свадебный обряд

Старинный русский свадебный обряд представлял собой целостный многожанровый спектакль со своими традиционными действами, костюмами, текстами. Лучшие элементы и национальные особенности русского свадебного обряда вырабатывались на протяжении многих поколений. Традиционная свадьба всегда была празднична, разнообразна, удивительно красочна.

Каждый обряд сопровождался веселыми шуточными сценками, состязанием в искусстве танца, песен, в остроумии, исполнении частушек и др. Свадьба не просто шла, она разыгрывалась. Поэтому в лексиконе многих народов прочно бытовало и сохраняется поныне выражение "играть свадьбу".

Русская народная свадьба была не только семейным торжеством. Свадебный пир являлся общественным форумом, где решались дела семьи и села, передавались новости и слухи. Свадьба со своими нарядами, шалостями, песнями являла собой искрометный праздник после напряженной работы, после страды.

Следует помнить, что многие обычаи свадебной церемонии, не соответствующие духу времени, унижавшие достоинство молодых, особенно невесты, исчезли. Другие, несущие людям добро, оптимизм, мудрость, переосмыслены и сохранились (например, традиционный свадебный поезд жениха и его дружины и обычай перегораживать ему дорогу, "выкуп" невесты у родителей, обычай встречать молодых хлебом-солью и осыпать их зерном с пожеланиями счастья, достатка и здоровья, свадебное застолье, деление каравая и одаривание молодых подарками). Из старинного свадебного ритуала вернулся обычай обмена в день бракосочетания обручальными кольцами.

Русский свадебный обряд обладал чрезвычайной вариативностью: налагали отпечаток местные условия и традиции. Свадебный обряд на Дону, к примеру, существенно разнился со свадебным обрядом Костромы или Вологодчины.

При всей вариативности сложился определённый стереотип свадьбы, общий для русских, украинцев и белорусов.

Во-первых, - это время проведения свадеб. Никогда не гулялись свадьбы во время поста, в дни больших, "двунадесятых" православных праздников.

Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки; После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.

У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня, также являющаяся юридическим фактом. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и т.п.

Первоначально свадебный обряд был связан с магией, недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, по представлениям, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых. Постепенно, с изменением мировосприятия, свадебный обряд стал осознаваться как эстетическое действие, своего рода игра. Мало кто из женихов и сегодня, перенося невесту в дом через порог на руках, знает, что это делалось с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался. Но обряд этот распространён повсеместно благодаря своей красоте: мужчина демонстрирует им свою силу и любовь к молодой жене. Так и другие обряды: одни сохранились из-за поэтичности формы, другие - благодаря традиции, "деды наши так делали".

Существует два типа свадеб: драма и праздник. Первый характерен прежде всего для русского севера, старожилов Сибири (в основе своей северных выходцев), семейских забайкалья. Со дня сговора невеста начинала причитать, причитала её мать, подруги. На юге же России, у казаков, некоторых групп белорусов, и украинцев свадьба была весёлым действом. Невеста причитала на могиле родителей и пелись грустные песни, только если она оставалась сиротой. Венчание почти повсеместно гармонично вошло в структуру свадьбы, разделив гулянье в доме невесты (до) и в доме жениха (после). Однако существуют определённые сведения с юга России, что венчание проводилось иногда загодя, до свадьбы, а окончательное соединение молодых совершалось только после свадебного пира.

Несмотря на обилие вариантов, можно выделить основные компоненты свадьбы вообще. Договоримся сразу, что "свадьбой" мы называем не только пиры в домах невесты и жениха, но весь цикл обрядов, начиная со сватовства.

Итак, сватовство. Негласное сватовство, когда со стороны жениха в дом невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности породнения двух родов. Где-то это была сваха (Алтай), где-то родители жениха, или родственники-мужчины. У настоящих свах были свои секреты. Например, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, её обязательно нужно похлопать по левому плечу - тогда она не сможет отказать.

Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами "домоглядства", как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобития. "Сговор", "запой", "заручины", "просватанье" "своды", - вот далеко не все обозначения этого обряда, со временем вобравшего в себя некоторые другие. На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Жених должен был узнать и выбрать свою наречённую из ряда нарядных девушек, поцеловать её. Собственно "били по рукам", скрепляя согласие на брак, сами наречённые, и их родители. На сговоре решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба - княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами - близкая родня и почётные гости, меньшие - родня дальняя и гости попроще. Обязательно избирался дружка - часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь; в роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. У дружки-шафера всегда был помощник - полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху - подженишник. Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания. Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась постельница, в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену порой выше, чем "стоила" невеста на бранье.

Иногда на свадьбу звали вопленницу ("вытницу", "подсказуху"), которая, как явствует из названия, выла и причитала, вводя невесту и окружающих в то особое состояние, когда голосить начинали все.

Когда о дне начала собственно свадьбы было решено (обычно выбиралось воскресенье), в доме невесты начинали собираться девушки: помогали украшать приданое, шили дары, а вечерами невесту с подругами навещала компания жениха с ним самим во главе.Ежедневно жених дарил своей наречённой небольшие подарки. На предсвадебных вечёрках играли, пели, пили чай. Последний перед свадьбой день (вечер, неделя) назывался девичником. С утра невеста начинала причитать; девушки ещё с вечера делали "девью красоту" - украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. Расчёсывали волосы невесты, вечером вели её в баню, где она продолжала причитать, прощаясь с девичьей волей.

Утро свадебного дня начиналось вновь с причета невесты. Фактически продолжался девичник - прощание с красотой, с подругами, с родительским домом. Наряжали невесту, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью. Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крёстная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же... В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались.

Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.

Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам - по ленте. Косу продавал младший брат, у белорусов - сестра невесты.

Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой и хлебом родители девушки. Отец вкладывал правую её руку в руку жениха со словами: "пой, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!". Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был по душе. "Наплачешься за столбом, коли не наплачешься за столом" - говорила пословица.

К венцу ехали с песнями, возвращались вновь под песни. По дороге в дом жениха, как считалось, свадьбу можно было легко испортить недоброму человеку, поэтому дружка соблюдал все меры предосторожности: читал молитвы и заговоры, убирал с дороги камни, на которые могло быть напущено колдовство.

Односельчане нередко останавливали свадебный поезд, загородив дорогу и выставив хлеб-соль. Это считалось добрым знамением, за это поезжане угощали их вином. Громкие звуки отпугивают нечистую силу, - и с ружьями навстречу поезду выходили парни, стреляли в воздух. И им доставалось угощение.

У родного дома жениха со свитой встречала мать, одетая в вывернутый тулуп; посыпала сына с невесткой овсом, пшеном, - всё это должно было оберегать молодую пару и сулило богатство. Выходил и отец жениха, они вдвоём с матерью благословляли молодых, провожали за свадебные столы. На пиру в основном пелись величальные и корильные песни; величали невесту с женихом, родню. За величание полагалось одаривать поющих, угощать. Задержка угощения - и певицы сейчас же заводили корилку тому, кого только что расписывали всеми красками.

В определённый момент пира (везде по-разному) молодую "окручивали", "повивали", "перевязывали". Производили этот обряд обыкновенно свахи, они закрывали невесту пологом от глаз гостей, разделяли волосы надвое, укладывали на голове в виде кос, жгутов, или "рожков" и покрывали женским головным убором, разным для всех губерний. Иногда в двух соседних сёлах женские уборы отличались.

Провожали молодых на покой обычно в баню, в клеть, на сеновал и даже в хлев. Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а приняв плеть, трижды слегка ударял жену - чтобы в семейной жизни больше никогда не бить.

Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал чулан или баню (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыню или рубахой молодушки. Этим предметам придавалась большая магическая сила, через них невесту навсегда невесту могли сделать бесплодной, и свахи относились к своим обязанностям со всей серьёзностью. Если невеста "честная" - о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать. В противном же случае лошадям привязывали вместо цветов старые веники, рваные тряпки; родителей невесты в этом случае величали так, что они частенько загодя прятались. Им подавали "на угощение" рюмку без дна.

Второй день свадьбы назывался "пирожными столами". Если молодая доказала свою невинность, все гости наряжались в красную одежду, повязывали красные же платки на шесты и с такими знамёнами шествовали по селу.Нередко пришедших гулять второй день встречали шуточной "баней". В этот день молодожёнов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами подчевать, и дары принимать. Свадебный каравай, испечённый в доме невесты ещё до воскресенья, украшенный "шишками" из теста или фигурками птичек, на юге России ещё и свадебным деревцем (см. статью "Максимовская свадьба"), наконец разрезали и угощали гостей.

Иногда пир продолжался и на третий день, и далее - уже в домах родственников. Называлось это "отводины"; молодые ходили ко всем, кто их приглашал, чтобы со всей роднёй водить "хлеб-соль".

После свадьбы для молодой семьи начиналась нередко трудная жизнь. Молодуха должна была привыкать к чужим людям, к покорности, готовиться к материнству.

Но на Масленку и после Пасхи о молодожёнах вновь вспоминали: молодёжь катала их с горки, обязательно стремясь опрокинуть в снег, требовали у жены выкуп за мужа, закопанного в снег(чаще всего - поцелуй). После Пасхи молодых "окликали", обряд назывался очень красиво - "вьюнины", - существовали специальные "вьюнишные" песни, за которые поющих нужно было вновь одаривать. Только после окликания, в котором участвовали только женатые члены общины, свекровка начинала нагружать невестку тяжёлой работой.

Старинный русский свадебный обряд ушел из жизни в деревне в 30-е годы нашего века, в городе еще раньше. Коренная ломка традиционного сельского быта была вызвана коллективизацией деревни. Старинный свадебный обряд стали считать "пережитками прошлого".

В 60-х годах в, СССР начали проводить кампанию по внедрению новой гражданской обрядности, в том числе и свадебной. В то же время семейный свадебный обряд продолжал существовать, причем широко использовались многие старинные обычаи, естественно, иногда в очень измененной форме. Обращение к традиционному русскому свадебному ритуалу помогает провести нерядовое торжество интересно. Такая свадьба запоминается, резко выделяется из ряда шаблонных семейных застолий.

Конечно, традиционный свадебный обряд не возродишь в полной мере, многое устарело и безвозвратно ушло в прошлое. Но есть в нем немало полезного и ценного, что можно использовать и в наши дни.
Rambler's Top100
"НАША СВАДЬБА. Свадебный сайт Алексея и Ольги." Copyright © 2003. All rights reserved.
Cайт оптимизирован под разрешение 800х600 (и выше) и использование браузера MSIE не ниже 5.0
http://svadba-2002.narod.ru - Web-дизайн и программирование: Кочегаров Сергей
Используются технологии uCoz